1

Тема: FAQ по 3ds Max

Здесь указаны основные вопросы по 3ds Max и ниже ответы на них.
Вы можете написать ваш вопрос в комментах, и Администрация на него обязательно ответит.

+ Общие вопросы

Зачем нужна 3D графика?
У трехмерной графики очень широкая сфера применения – разработка видеоигр и 3D-мультфильмов, спецэффекты в фильмах, научные исследования и пр.

Сколько нужно изучать 3ds Max, чтобы стать профессионалом?
3ds Max – сложный пакет, и изучать приемы работы в нем можно годами. Чтобы создать простейший 3D ролик, достаточно от одного до нескольких дней интенсивного обучения. Профессионалом можно стать через месяц изучения, а можно не стать никогда. Все зависит от вашего желания.

У меня есть фотография моего дома (квартиры, дачи, собачьей будки). Хочу превратить его в трехмерную модель. Как это сделать?
Просто так "превратить" не получится. В 3ds Max все объекты создаются вручную, с использованием различных средств моделирования. Фотография может быть использована лишь только как образец того, что должно получиться в итоге. Фотографию можно лишь использовать при создании текстур или как примерный набросок, который может быть установлен в окнах проекций для наглядности.

Я установил русификатор для 3ds Max, но все говорят, что надо работать с английской версией. Почему?
По большей части из-за того, что все русификаторы, которые вы можете найти, являются плодом творчества народных умельцев, которые часто знают английский на уровне третьего класса средней школы. Очень часто элементы интерфейса переводятся средствами электронного переводчика и после этого даже не проверяются.

Неправильно переведенные названия инструментов могут ввести вас в заблуждение или просто поставить в тупик. Например, слово Background (Фон) в некоторых русификаторах переводится как "основа фона", а название примитива Box (Параллелепипед) – как "коробка". Поэтому мы тоже советуем отказаться от русификаторов, а если что-то непонятно, обращаться к словарю.

Программа называется 3D Studio Max, а вcе пишут 3ds Max. Какая разница?
Программа действительно когда-то называлась 3D Studio Max, но это было очень давно (тогда Билл Гейтс был еще девственником). Начиная с пятой версии, программа называется именно 3ds Max, хотя некоторые до сих пор ошибочно используют старое название.

Чем отличаются программы 3ds Max и 3ds Max Design?
3ds Max ориентирован на разработчиков игр, а версия 3ds Max Design – на тех, кто занимается архитектурной визуализацией. Отличия между ними минимальные: в версию 3ds Max включен набор инструментов для разработчиков (SDK), которого нет в версии 3ds Max Design. Зато в 3ds Max Design есть система для анализа освещения в сценах Lightning Analysis, который отсутствует в 3ds Max. Если вы никогда не работали с этими программами, то можете начинать с любой из них.

C какой версии лучше всего начинать изучение 3ds Max?
Конечно с любой доступной вам версии, но лучше всего с 3ds Max 9 - она является золотой серединой между производительностью и качеством. В последующих версиях много нововведений, часто непонятных новичкам. По мере осваивания программы можно переходить на новые версии.

Как можно заработать на трехмерных моделях?
Подробней об этом в теме Реально ли заработать на продаже 3d моделей - Turbosquid?.

+ Интерфейс

Исчезли стрелки, в центре объекта, а также дуги, которые появляются при вращении. Как их отобразить?
Можно исправить так:
Нажать клавишу X (на англ. раскладке)
Выполнив команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Gizmos и поставьте флажок On в области Transform Gizmos.
Проверьте, включена ли опция Show Transform Gizmo в меню Views

В окне перспективы объекты у меня отображаются, но когда вращаю вид, они принимают вид кубов. Как это исправить?
Нажмите кнопку Adaptive Degradation, которая расположена под шкалой анимации или же выберите одноименную команду в меню Views. Можно также просто нажать клавишу O.

Стали отображаться дополнительные ребра на объектах, как бы диагонали. Можно ли их убрать?
Выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Viewports и нажмите кнопку Configure Driver. Снимите флажок Display All Triangle Edges.

Перестала отображаться главная панель инструментов. Как вернуть назад?
Попробуйте выполнить такие действия:

  • Используйте сочетание клавиш Alt+6 или выберите команду Customize->Show UI->Show Main Toolbar. Если флажок Show Main Toolbar стоит, значит, скорее всего, вы просто переместили панель за края экрана. Это бывает, например, при смене разрешения.

  • Если панель исчезла во время текущей сессии (то есть, вы еще не перезапускали 3ds Max после ее исчезновения), выполните команду Customize->Revert to Startup Layout. В появившемся окне с запросом нажмите кнопку Yes. Будет выполнен возврат к исходным параметрам интерфейса, которые были установлены при запуске программы.
    Выполните команду Customize->Load Custom UI Scheme, перейдите в папку ui, которая находится в директории, где установлен 3ds Max, и загрузите файл DefaultUI.


Чтобы больше не попадать в такую ситуацию, когда элементы интерфейса бесследно исчезают, закрепите интерфейс (команда Lock UI Layout в меню Customize).

Почему в выделенном окне проекции при создании объекта и других операциях с объектом появляются малиновые пересекающиеся прямые? Можно ли от них избавиться?
Вы включили такой режим отображения для курсора. Чтобы вернуть обычный режим, выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку General и в области UI Display снимите флажок Display Cross Hair Cursor.

+ Работа с файлами

При открытии сцены, скачанного с вашего сайта 3ds Max выдает ошибку. В чем причина?
Скорее всего, вы пытаетесь открыть ее в более ранней версии 3ds Max, чем та, в которой она была создана. Это невозможно. Вы можете открывать в более поздних версиях программы сцены, созданные в ранних версиях программы, но не наоборот.

Можно ли открыть сцены, созданные в 32-битной версии 3ds Max, в 64-битной версии, и наоборот?
Да, если речь идет об одной и той же порядковой версии 3ds Max, эти файлы полностью совместимы.

Хочу начать моделирование по чертежам. Устанавливаю чертежи на фон в проекцию, а они становятся нечитаемыми.
Выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Viewports и нажмите кнопку Configure Driver. Установите флажок Match Bitmap Size as Closely as Possible.

Вдруг перестали перемещаться, вращаться и масштабироваться объекты в окне проекции. Что случилось?
Возможно, вы выполнили команду Freeze Selection и тем самым заморозили объекты. Щелкните правой кнопкой мыши в окне проекции и выберите в контекстном меню команду Unfreeze All.

Если это не помогло, выделите объект, перейдите на вкладку Hierarchy командной панели нажмите кнопку Link Info и посмотрите, стоят ли флажки в свитке Locks. Если они установлены, снимите их.

Создаю объекты, и каждый раз у них разные цвета. Можно ли сделать, чтобы цвет новых объектов был все время одинаковым?
Выделите любой объект в сцене, перейдите на вкладку Modify командной панели, щелкните по образцу цвета, расположенному возле названия объекта, в окне Object Color выберите любой цвет и снимите флажок Assign Render Colors.

Как указать размеры объектов в других единицах измерения (сантиметрах, миллиметрах, километрах)?
Для этого выполните команду Customize->Units Setup и выберите нужные единица из списка.

+ Карты и материалы

Чем текстура отличается от материала?
Текстура – это изображение, являющеся частью материала. Материал – это совокупность характеристик, которые определяют внешний вид объекта. Среди таких свойств можно назвать цвет, рельефность, прозрачность,  отражение и преломление света и т.д. Материал может включать разнообразные текстуры.

Применил к объекту материал, а теперь хочу убрать его. Как это сделать?
Назначьте другой материал, перетащив новый образец из редактора материалов на объект. Если вы хотите удалить материал с объекта полностью, перейдите на вкладку Utilities командной панели, нажмите кнопку More и выберите из списка утилит UVW Remove. В настройках утилиты нажмите кнопку Materials, чтобы очистить объект от материала.

Как добавить в редактор материалов новые материалы?
Стандартные материалы 3ds Max имеют расширение *.mat. Чтобы они стали доступными для использования в сцене, откройте Material Editor, нажмите кнопку Get Material и в появившемся окне Material/Map Browser установите переключатель Browse From… в положение Mtl Library. Затем нажмите кнопку Open, укажите путь к загруженному файлу с расширением MAT. Вы увидите материалы, которые содержатся в загруженной библиотеке, в окне Material/Map Browser. Используйте режим View Large Icons, который включается при помощи одноименной кнопки в верхней части окна, чтобы рассмотреть материалы. После выбора материала перетащите его в ячейку Material Editor.

Почему после загрузки некоторых материалов в редактор материалов они все отображаются черным цветом?
Такое может произойти, если вы загрузили материалы, которые созданы для визуализатора V-Ray. Для работы с такими материалами необходимо установить V-Ray в качестве текущего визуализатора сцены (подробнее об этом см. ниже).

Я скачал сцену, но после ее открытия 3ds Max не показывает текстуры. Что делать?
Просто скопируйте все текстуры в одну папку со сценой.

Я создал свой материал. Как мне его сохранить для использования в других сценах?
Выделите ячейку с материалом, который хотите сохранить, и нажмите кнопку Put to Library. Материал будет добавлен в текущую библиотеку материалов. Для того чтобы создать собственную библиотеку, в окне Material/Map Browser установите переключатель Browse From… в положение Mtl Library, а затем нажмите кнопку Save As и сохраните новую библиотеку.

Как сделать, чтобы текстура отображалась в окне проекции?
В окне редактора материалов следует нажать кнопку Show Standard Map in Viewport.

В моей сцене много текстур. Мне нужно перенести сцену на другой компьютер. Как не потерять все эти текстуры?
Самый простой способ – использовать команду File->Archive. В этом случае создается ZIP-архив, в который 3ds Max помещает файл текущей сцены, а также все текстуры, которые в ней используются.

Также можно использовать утилиту Resource Collector. Перейдите на вкладку Utilities командной панели, нажмите кнопку More и выберите ее из списка утилит. В настройках утилиты вы можете указать путь сохранения файлов и определить, какие компоненты проекта нужно сохранить.

+ Рендеринг

Я сделал чайник зеркальным, но при рендеринге он не выглядит таким. Почему?
Виртуальное пространство 3ds Max – это пустота, поэтому если в сцене нет больше объектов, в зеркальной поверхности чайника нечему отражаться. Для того чтобы увидеть отражательные свойства материала объекта, необходимо чтобы в сцене присутствовало окружение, которое вызывало бы соответствующие блики.

Что такое HDRI и зачем он нужен?
HDRI (High Dynamic Range Image) – это графический файл, сохраненный в формате HDR. Этот формат обладает более широким динамическим диапазоном, по сравнению другими графическими форматами. Благодаря этому, изображения HDR дают возможность более реалистично передать информацию о цвете и интенсивности освещения.

Чтобы понять, что такое динамический диапазон, достаточно представить обычную фотографию, на которой есть засветы или же темные участки. Из-за ограниченного динамического диапазона, изображение, сохраненное, например, в формате JPEG, не содержит информацию о том, насколько яркими или насколько темными являются такие участки. Что же касается изображений в формате HDR, то они содержат такие данные. Как правило, изображения HDR можно получить на основе нескольких фотографий, выполнив съемку с одной точки, но с разной выдержкой.

В трехмерной графике HDRI часто используются в качестве карты окружения для создания реалистичных отражений. Для добавления карты окружения в 3ds Max нужно выполнить команду Rendering->Environment, в свитке Common Parameters нажать кнопку параметра Environment Map, в открывшемся окне Material/Map Browser выбрать карту Bitmap и указать путь к файлу в формате HDR.

Почему, если в 3ds Max нет никаких источников света, объекты видны на визуализированном изображении?
При отсутствии источников света, добавленных пользователем, в сцене используется система освещения по умолчанию, состоящая из одного или двух условных источников света, которые не показаны в окне проекции в виде объектов.

Я установил V-Ray, но все равно при визуализации используется стандартный рендерер. Как поменять его на V-Ray?
Нужно установить V-Ray в качестве визуализатора, который используется для рендеринга текущей сцены. Для этого выполните команду Rendering ->Render Setup и в свитке Assign Renderer нажмите кнопку в виде многоточия напротив строки Production. Затем выберите его из списка доступных визуализаторов.

Если его там нет, значит, вы его не установили. V-Ray не входит в стандартную поставку 3ds Max и должен быть установлен отдельно.

У меня не получается сделать реалистичное изображение. Что делать?
Создание реалистичного изображения – это сложный и интересный процесс. На качество результат может влиять много факторов – от правильной геометрии объектов, до положения в сцене источников света. Универсального средства «как сделать реалистично» не существует, однако есть рекомендации, без которых достичь хорошего результата невозможно. Например, в сцене не должно быть много хаотичных теней от нескольких источников света, а сами тени не должны быть резкими. В сцене должны присутствовать детали: чем выше детализация модели, тем реалистичнее выглядит изображение. При создании материалов нужно учитывать, что поверхности объектов в реальной жизни никогда не бывают идеально ровными и чистыми: нужно добавлять потертости, имитировать царапины и т.д.

Как смоделировать жидкость?
Эта задача очень сложная. Специального инструмента для создания точного поведения жидкостей в программе нет. Решений может быть несколько.

  • Можно использовать дополнительные модули сторонних разработчиков, такие как RealFlow и Glu3D.

  • Если требуется создать водную гладь, можно использовать зашумление на плоскости, создавая его модификаторами Noise, Wave и пр.

  • Если требуется «бросить» объект на воду, можно решить задачу средствами модуля reactor.

  • Можно использовать прозрачный материал.

  • Брызги жидкости, как и саму жидкость можно сделать, используя частицы.

Что такое каустика?
Это отражения света, возникающие при отражении или преломлении света в материале.

Что такое глобальная освещенность?
Это термин, обозначающий алгоритм визуализации сцены, с учетом свойств света, в частности свойств
рассеиваемости.

+ Плагины и скрипты

Что такое плагин?
Плагины – это подключаемые модули для 3ds Max, которые расширяют возможности программы.

Как установить плагин и где его искать в окне 3ds Max после установки?
Если у плагина нет мастера установки, то перепишите его файл в папку Plugins, которая находится в директории, где установлен 3ds Max. То, где нужно искать плагины после установки, зависит от их типа. Например, если вы устанавливаете дополнительную процедурную карту, то вы ее сможете найти в окне Material Editor, если вы устанавливаете дополнительный объект, то обнаружите его на вкладке Geometry командной панели и т.д.

Тип плагина можно определить по расширению файла. Вот те расширения, которые встречаются чаще всего:
DLO — дополнительные объекты;
DLM — модификаторы;
DLR — визуализаторы;
DLT — процедурные карты;
DLU — утилиты.
DLC — контроллеры для управления анимацией объектов;
DLE — экспорт MAX-файлов в другие форматы;
DLF — импорт для использования шрифтов;
DLI — импорт различных форматов в MAX;
DLS — вспомогательные объекты;
DLV – эффекты постобработки;
FLT — фильтры постобработки;
MSE — сценарии.

Что такое скрипты?
Подобно плагинам, скрипты расширяют возможности 3ds Max, добавляя в программу новые функции. Однако в отличие от плагинов, скрипты написаны на собственном скриптовом языке 3ds Max – MaxScript. Обычно скрипты пишутся для ускорения работы и менее функциональны, чем плагины, хотя встречаются и исключения.

Имеет ли значение версия скрипта для версии 3ds Max?
Как правило, со скриптами можно работать, независимо от того, для какой версии 3ds Max они были написаны, но может случиться, что вы столкнетесь с тем, что старый скрипт будет работать с новой версией 3ds Max некорректно. Однако это случается очень редко.

Здесь вы можете найти ответ на ваши вопрос.

2

Re: FAQ по 3ds Max

Здравствуйте! Недавно начала изучать 3d max и столкнулась с проблемой,  никак не получается перевести план dwg в edit spline правой кнопкой мыши или просто выделив его (как в уроке).А если сделать через свиток , то потом не получается перевести объект в etitable poly.  Как быть?

3

Re: FAQ по 3ds Max

помогите пожалуйста настроить рендер VRAY версии 3.00.07. никак не могу найти как настроить именно эту версию, она отличается от предыдущих!!!

4

Re: FAQ по 3ds Max

Привет, помогите, макс не открывается. Сначала 3d max работал нормально, сегодня зашла - не нашел vcomp100.dll. Установила, перезапустила. Затем потерял mfc100u.dll/ Тоже установила с тем же процессом, далее потребовал atl100.dll. Теперь, запуская, выдает ошибку при загрузке в папке bin\assemblies\mxsdotNet.dlx/ что мне теперь делать?

5

Re: FAQ по 3ds Max

После каких то манипуляций пропало главное меню(file.  customize и т.п.) Помогите чайнику!

6

Re: FAQ по 3ds Max

Интересная работа для креативных людей.

Надоело работать за копейки, чувствуя, что хоронишь свой талант? Зачем страдать, если можно что-то изменить абсолютно бесплатно! Научись прямо сейчас интерьерной визуализации и зарабатывай большие деньги, не выходя из дома. Бесплатные видео уроки и больше информации о профессии по ссылкам: bit.ly/2rvOuyi и snip.ly/vlepx