Тема: FAQ по 3ds Max
Здесь указаны основные вопросы по 3ds Max и ниже ответы на них.
Вы можете написать ваш вопрос в комментах, и Администрация на него обязательно ответит.
[spoiler='Общие вопросы']
[b]Зачем нужна 3D графика?[/b]
У трехмерной графики очень широкая сфера применения – разработка видеоигр и 3D-мультфильмов, спецэффекты в фильмах, научные исследования и пр.
[b]Сколько нужно изучать 3ds Max, чтобы стать профессионалом?[/b]
3ds Max – сложный пакет, и изучать приемы работы в нем можно годами. Чтобы создать простейший 3D ролик, достаточно от одного до нескольких дней интенсивного обучения. Профессионалом можно стать через месяц изучения, а можно не стать никогда. Все зависит от вашего желания.
[b]У меня есть фотография моего дома (квартиры, дачи, собачьей будки). Хочу превратить его в трехмерную модель. Как это сделать?[/b]
Просто так "превратить" не получится. В 3ds Max все объекты создаются вручную, с использованием различных средств моделирования. Фотография может быть использована лишь только как образец того, что должно получиться в итоге. Фотографию можно лишь использовать при создании текстур или как примерный набросок, который может быть установлен в окнах проекций для наглядности.
[b]Я установил русификатор для 3ds Max, но все говорят, что надо работать с английской версией. Почему?[/b]
По большей части из-за того, что все русификаторы, которые вы можете найти, являются плодом творчества народных умельцев, которые часто знают английский на уровне третьего класса средней школы. Очень часто элементы интерфейса переводятся средствами электронного переводчика и после этого даже не проверяются.
Неправильно переведенные названия инструментов могут ввести вас в заблуждение или просто поставить в тупик. Например, слово Background (Фон) в некоторых русификаторах переводится как "основа фона", а название примитива Box (Параллелепипед) – как "коробка". Поэтому мы тоже советуем отказаться от русификаторов, а если что-то непонятно, обращаться к словарю.
[b]Программа называется 3D Studio Max, а вcе пишут 3ds Max. Какая разница?[/b]
Программа действительно когда-то называлась 3D Studio Max, но это было очень давно (тогда Билл Гейтс был еще девственником). Начиная с пятой версии, программа называется именно 3ds Max, хотя некоторые до сих пор ошибочно используют старое название.
[b]Чем отличаются программы 3ds Max и 3ds Max Design?[/b]
3ds Max ориентирован на разработчиков игр, а версия 3ds Max Design – на тех, кто занимается архитектурной визуализацией. Отличия между ними минимальные: в версию 3ds Max включен набор инструментов для разработчиков (SDK), которого нет в версии 3ds Max Design. Зато в 3ds Max Design есть система для анализа освещения в сценах Lightning Analysis, который отсутствует в 3ds Max. Если вы никогда не работали с этими программами, то можете начинать с любой из них.
[b]C какой версии лучше всего начинать изучение 3ds Max?[/b]
Конечно с любой доступной вам версии, но лучше всего с 3ds Max 9 - она является золотой серединой между производительностью и качеством. В последующих версиях много нововведений, часто непонятных новичкам. По мере осваивания программы можно переходить на новые версии.
[b]Как можно заработать на трехмерных моделях?[/b]
Подробней об этом в теме .[/spoiler]
[spoiler='Интерфейс']
[b]Исчезли стрелки, в центре объекта, а также дуги, которые появляются при вращении. Как их отобразить?[/b]
Можно исправить так:
Нажать клавишу X (на англ. раскладке)
Выполнив команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Gizmos и поставьте флажок On в области Transform Gizmos.
Проверьте, включена ли опция Show Transform Gizmo в меню Views
[b]В окне перспективы объекты у меня отображаются, но когда вращаю вид, они принимают вид кубов. Как это исправить?[/b]
Нажмите кнопку Adaptive Degradation, которая расположена под шкалой анимации или же выберите одноименную команду в меню Views. Можно также просто нажать клавишу O.
[b]Стали отображаться дополнительные ребра на объектах, как бы диагонали. Можно ли их убрать?[/b]
Выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Viewports и нажмите кнопку Configure Driver. Снимите флажок Display All Triangle Edges.
[b]Перестала отображаться главная панель инструментов. Как вернуть назад?[/b]
Попробуйте выполнить такие действия:
[list=*]
[*]Используйте сочетание клавиш Alt+6 или выберите команду Customize->Show UI->Show Main Toolbar. Если флажок Show Main Toolbar стоит, значит, скорее всего, вы просто переместили панель за края экрана. Это бывает, например, при смене разрешения. [/*]
[*]Если панель исчезла во время текущей сессии (то есть, вы еще не перезапускали 3ds Max после ее исчезновения), выполните команду Customize->Revert to Startup Layout. В появившемся окне с запросом нажмите кнопку Yes. Будет выполнен возврат к исходным параметрам интерфейса, которые были установлены при запуске программы.
Выполните команду Customize->Load Custom UI Scheme, перейдите в папку ui, которая находится в директории, где установлен 3ds Max, и загрузите файл DefaultUI.[/*]
[/list]
Чтобы больше не попадать в такую ситуацию, когда элементы интерфейса бесследно исчезают, закрепите интерфейс (команда Lock UI Layout в меню Customize).
Почему в выделенном окне проекции при создании объекта и других операциях с объектом появляются малиновые пересекающиеся прямые? Можно ли от них избавиться?
Вы включили такой режим отображения для курсора. Чтобы вернуть обычный режим, выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку General и в области UI Display снимите флажок Display Cross Hair Cursor.
[/spoiler]
[spoiler='Работа с файлами']
[b]При открытии сцены, скачанного с вашего сайта 3ds Max выдает ошибку. В чем причина?[/b]
Скорее всего, вы пытаетесь открыть ее в более ранней версии 3ds Max, чем та, в которой она была создана. Это невозможно. Вы можете открывать в более поздних версиях программы сцены, созданные в ранних версиях программы, но не наоборот.
[b]Можно ли открыть сцены, созданные в 32-битной версии 3ds Max, в 64-битной версии, и наоборот?[/b]
Да, если речь идет об одной и той же порядковой версии 3ds Max, эти файлы полностью совместимы.
[b]Хочу начать моделирование по чертежам. Устанавливаю чертежи на фон в проекцию, а они становятся нечитаемыми.[/b]
Выполните команду Customize->Preferences, перейдите на вкладку Viewports и нажмите кнопку Configure Driver. Установите флажок Match Bitmap Size as Closely as Possible.
[b]Вдруг перестали перемещаться, вращаться и масштабироваться объекты в окне проекции. Что случилось?[/b]
Возможно, вы выполнили команду Freeze Selection и тем самым заморозили объекты. Щелкните правой кнопкой мыши в окне проекции и выберите в контекстном меню команду Unfreeze All.
Если это не помогло, выделите объект, перейдите на вкладку Hierarchy командной панели нажмите кнопку Link Info и посмотрите, стоят ли флажки в свитке Locks. Если они установлены, снимите их.
[b]Создаю объекты, и каждый раз у них разные цвета. Можно ли сделать, чтобы цвет новых объектов был все время одинаковым?[/b]
Выделите любой объект в сцене, перейдите на вкладку Modify командной панели, щелкните по образцу цвета, расположенному возле названия объекта, в окне Object Color выберите любой цвет и снимите флажок Assign Render Colors.
[b]Как указать размеры объектов в других единицах измерения (сантиметрах, миллиметрах, километрах)?[/b]
Для этого выполните команду Customize->Units Setup и выберите нужные единица из списка.[/spoiler]
[spoiler='Карты и материалы']
[b]Чем текстура отличается от материала?[/b]
Текстура – это изображение, являющеся частью материала. Материал – это совокупность характеристик, которые определяют внешний вид объекта. Среди таких свойств можно назвать цвет, рельефность, прозрачность, отражение и преломление света и т.д. Материал может включать разнообразные текстуры.
[b]Применил к объекту материал, а теперь хочу убрать его. Как это сделать?[/b]
Назначьте другой материал, перетащив новый образец из редактора материалов на объект. Если вы хотите удалить материал с объекта полностью, перейдите на вкладку Utilities командной панели, нажмите кнопку More и выберите из списка утилит UVW Remove. В настройках утилиты нажмите кнопку Materials, чтобы очистить объект от материала.
[b]Как добавить в редактор материалов новые материалы?[/b]
Стандартные материалы 3ds Max имеют расширение *.mat. Чтобы они стали доступными для использования в сцене, откройте Material Editor, нажмите кнопку Get Material и в появившемся окне Material/Map Browser установите переключатель Browse From… в положение Mtl Library. Затем нажмите кнопку Open, укажите путь к загруженному файлу с расширением MAT. Вы увидите материалы, которые содержатся в загруженной библиотеке, в окне Material/Map Browser. Используйте режим View Large Icons, который включается при помощи одноименной кнопки в верхней части окна, чтобы рассмотреть материалы. После выбора материала перетащите его в ячейку Material Editor.
[b]Почему после загрузки некоторых материалов в редактор материалов они все отображаются черным цветом?[/b]
Такое может произойти, если вы загрузили материалы, которые созданы для визуализатора V-Ray. Для работы с такими материалами необходимо установить V-Ray в качестве текущего визуализатора сцены (подробнее об этом см. ниже).
[b]Я скачал сцену, но после ее открытия 3ds Max не показывает текстуры. Что делать?[/b]
Просто скопируйте все текстуры в одну папку со сценой.
[b]Я создал свой материал. Как мне его сохранить для использования в других сценах?[/b]
Выделите ячейку с материалом, который хотите сохранить, и нажмите кнопку Put to Library. Материал будет добавлен в текущую библиотеку материалов. Для того чтобы создать собственную библиотеку, в окне Material/Map Browser установите переключатель Browse From… в положение Mtl Library, а затем нажмите кнопку Save As и сохраните новую библиотеку.
[b]Как сделать, чтобы текстура отображалась в окне проекции?[/b]
В окне редактора материалов следует нажать кнопку Show Standard Map in Viewport.
[b]В моей сцене много текстур. Мне нужно перенести сцену на другой компьютер. Как не потерять все эти текстуры?[/b]
Самый простой способ – использовать команду File->Archive. В этом случае создается ZIP-архив, в который 3ds Max помещает файл текущей сцены, а также все текстуры, которые в ней используются.
Также можно использовать утилиту Resource Collector. Перейдите на вкладку Utilities командной панели, нажмите кнопку More и выберите ее из списка утилит. В настройках утилиты вы можете указать путь сохранения файлов и определить, какие компоненты проекта нужно сохранить.[/spoiler]
[spoiler='Рендеринг']
[b]Я сделал чайник зеркальным, но при рендеринге он не выглядит таким. Почему?[/b]
Виртуальное пространство 3ds Max – это пустота, поэтому если в сцене нет больше объектов, в зеркальной поверхности чайника нечему отражаться. Для того чтобы увидеть отражательные свойства материала объекта, необходимо чтобы в сцене присутствовало окружение, которое вызывало бы соответствующие блики.
[b]Что такое HDRI и зачем он нужен?[/b]
HDRI (High Dynamic Range Image) – это графический файл, сохраненный в формате HDR. Этот формат обладает более широким динамическим диапазоном, по сравнению другими графическими форматами. Благодаря этому, изображения HDR дают возможность более реалистично передать информацию о цвете и интенсивности освещения.
Чтобы понять, что такое динамический диапазон, достаточно представить обычную фотографию, на которой есть засветы или же темные участки. Из-за ограниченного динамического диапазона, изображение, сохраненное, например, в формате JPEG, не содержит информацию о том, насколько яркими или насколько темными являются такие участки. Что же касается изображений в формате HDR, то они содержат такие данные. Как правило, изображения HDR можно получить на основе нескольких фотографий, выполнив съемку с одной точки, но с разной выдержкой.
В трехмерной графике HDRI часто используются в качестве карты окружения для создания реалистичных отражений. Для добавления карты окружения в 3ds Max нужно выполнить команду Rendering->Environment, в свитке Common Parameters нажать кнопку параметра Environment Map, в открывшемся окне Material/Map Browser выбрать карту Bitmap и указать путь к файлу в формате HDR.
[b]Почему, если в 3ds Max нет никаких источников света, объекты видны на визуализированном изображении?[/b]
При отсутствии источников света, добавленных пользователем, в сцене используется система освещения по умолчанию, состоящая из одного или двух условных источников света, которые не показаны в окне проекции в виде объектов.
[b]Я установил V-Ray, но все равно при визуализации используется стандартный рендерер. Как поменять его на V-Ray?[/b]
Нужно установить V-Ray в качестве визуализатора, который используется для рендеринга текущей сцены. Для этого выполните команду Rendering ->Render Setup и в свитке Assign Renderer нажмите кнопку в виде многоточия напротив строки Production. Затем выберите его из списка доступных визуализаторов.
Если его там нет, значит, вы его не установили. V-Ray не входит в стандартную поставку 3ds Max и должен быть установлен отдельно.
[b]У меня не получается сделать реалистичное изображение. Что делать?[/b]
Создание реалистичного изображения – это сложный и интересный процесс. На качество результат может влиять много факторов – от правильной геометрии объектов, до положения в сцене источников света. Универсального средства «как сделать реалистично» не существует, однако есть рекомендации, без которых достичь хорошего результата невозможно. Например, в сцене не должно быть много хаотичных теней от нескольких источников света, а сами тени не должны быть резкими. В сцене должны присутствовать детали: чем выше детализация модели, тем реалистичнее выглядит изображение. При создании материалов нужно учитывать, что поверхности объектов в реальной жизни никогда не бывают идеально ровными и чистыми: нужно добавлять потертости, имитировать царапины и т.д.
[b]Как смоделировать жидкость?[/b]
Эта задача очень сложная. Специального инструмента для создания точного поведения жидкостей в программе нет. Решений может быть несколько.
[list=*]
[*]Можно использовать дополнительные модули сторонних разработчиков, такие как [i]RealFlow[/i] и [i]Glu3D[/i].[/*]
[*]Если требуется создать водную гладь, можно использовать зашумление на плоскости, создавая его модификаторами Noise, Wave и пр.[/*]
[*]Если требуется «бросить» объект на воду, можно решить задачу средствами модуля reactor.[/*]
[*]Можно использовать прозрачный материал.[/*]
[*]Брызги жидкости, как и саму жидкость можно сделать, используя частицы.[/*]
[/list]
[b]Что такое каустика?[/b]
Это отражения света, возникающие при отражении или преломлении света в материале.
[b]Что такое глобальная освещенность?[/b]
Это термин, обозначающий алгоритм визуализации сцены, с учетом свойств света, в частности свойств
рассеиваемости.
[/spoiler]
[spoiler='Плагины и скрипты']
[b]Что такое плагин?[/b]
Плагины – это подключаемые модули для 3ds Max, которые расширяют возможности программы.
[b]Как установить плагин и где его искать в окне 3ds Max после установки?[/b]
Если у плагина нет мастера установки, то перепишите его файл в папку Plugins, которая находится в директории, где установлен 3ds Max. То, где нужно искать плагины после установки, зависит от их типа. Например, если вы устанавливаете дополнительную процедурную карту, то вы ее сможете найти в окне Material Editor, если вы устанавливаете дополнительный объект, то обнаружите его на вкладке Geometry командной панели и т.д.
Тип плагина можно определить по расширению файла. Вот те расширения, которые встречаются чаще всего:
DLO — дополнительные объекты;
DLM — модификаторы;
DLR — визуализаторы;
DLT — процедурные карты;
DLU — утилиты.
DLC — контроллеры для управления анимацией объектов;
DLE — экспорт MAX-файлов в другие форматы;
DLF — импорт для использования шрифтов;
DLI — импорт различных форматов в MAX;
DLS — вспомогательные объекты;
DLV – эффекты постобработки;
FLT — фильтры постобработки;
MSE — сценарии.
[b]Что такое скрипты?[/b]
Подобно плагинам, скрипты расширяют возможности 3ds Max, добавляя в программу новые функции. Однако в отличие от плагинов, скрипты написаны на собственном скриптовом языке 3ds Max – MaxScript. Обычно скрипты пишутся для ускорения работы и менее функциональны, чем плагины, хотя встречаются и исключения.
[b]Имеет ли значение версия скрипта для версии 3ds Max?[/b]
Как правило, со скриптами можно работать, независимо от того, для какой версии 3ds Max они были написаны, но может случиться, что вы столкнетесь с тем, что старый скрипт будет работать с новой версией 3ds Max некорректно. Однако это случается очень редко.[/spoiler]