Тема: Создание листа крапивы с помощью карты текстур Opacity (Непрозрачность
Урок достаточно простой и доволно интересный для начинающих. Для начала немного теории.
Карта текстур Opacity ( Непрозрачность ) помогает управлять прозрачностью материала. Для текстурных карт, используемых в этом канале, важна только яркостная состовляющая.
Чем ближе цвет отсчета текстурной карты к белому, тем выше непрозрачность материала. Черным отсчетам карты соответствуют участки полной прозрачности. Расчет значений карты текстур ведется по следующему принципу:
Каждый пиксел карты проецируется на поверхность объекта, значение яркости выбирается из диапазона от 0 до 255 едениц, нулевое значение ( черный пиксел ) соответствует полностью прозрачнму участку материала, а максимальное ( белый пиксел ) полностью непрозрачному. Промежуточные значения обеспечивают полупрозрачность материала и рассчитываются исходя из этого соотношения.
Для использования растровых изображений ( Bitmap) в канале Opacity ( Непрозрачность ), изображение должно быть слегка отредактировано, переведено из цветного в черно-белое
( градациями серого цвета ) и сохронено под нужным именем, так как канал Opacity
( Непрозрачность ) учитывает только яркостную состовляющию графического изображения.
--------------------------------------------------------------------------------
1) Наступила пора перейти от теории к практике.
Для начала запустим 3D Studio Max. В командной панели выбираем пункт Create ( Создать ) > Geometry ( Геометрия ) > Plane ( Плоскость).
2) Перейдите в окно проекции Front (Вид спереди). Создайте одну плоскость ( Plane ) со следующими параметрами: Length = 121, Width = 59, Length Segs = 1, Width Segs = 1, также установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты).
Результат должен быть как на рисунке:
3) Нам понадобится еще одна плоскость ( Plane ), для этого нажмите на кнопку Select and Move
( Выделить и переместить ) и сделайте копию плоскости ( Plane01 ), удерживая кнопку Shift, переместите в правую сторону, как показанно на рисунке:
4) Теперь приступим к следующему этапу нашего урока.
В главной панели инструментов нажмите на кнопку Material Editor ( Редактор материалов )
или нажмите клавишу "M" на клавиатуре, выберите любую свободную ячейку.
5) Далее в свитке Maps ( Карты текстур ), выберите канал Diffuse Color ( Диффузный Цвет ) и нажмите кнопку выбора карты текстуры. На кнопке имеется надпись None ( Отсутствует ), если карта текстуры не выбрана. Появится диалоговое окно Material/ Map Browser ( Просмотр материалов и карт текстур ). Выбрите из списка карту текстур типа Bitmap ( Растровая карта ) и нажмите кнопку Ok. В появившемся окне диалога Select Bitmap Image File ( Выбор файла растровой карты ), выберите файл plant_04.jpg - ( этот лист крапивы нам очень подойдет для нашего урока ), нажмите кнопку Ok. После этого в окне редактора материалов появятся свитки, позволяющие управлять параметрами растровой карты, но нам они не нужны, оставте все по умолчанию. Назовите только что созданный материал к примеру "Listik -001".
6) Давайте применим, только что созданый материал, одной из плоскости.
Выделите плоскость ( Plane01 ) и нажмите на кнопку Assign Material to Selection ( Назначить материал выделению ).
7) Выберите в меню Rendering ( Визуализация ) команду Environment ( Окружение ). В появившемся диалоговом окне Environment ( Окружение ), в группе параметров Background,
нажмите на кнопку Color ( Цвет ), по умолчанию она черная, установите цвет со следующими параметрами: R - 128; G - 150; B - 166. Закройте диалоговое окно Environment ( Окружение ).
8) Выполните тестовую визуализацию. Результат можно увидеть на рисунке:
9) На этом этапе мы немного прервемся для того чтобы сделать черно-белую текстуру для использования в канале Opacity ( Непрозрачность ). Для этого выполним следующие действия.
10) Запускаем графический редактор Photoshop, открываем в нем нашу текстуру plant_04.jpg.
Используя инструмент Magic Wand Tool, выделите всю черную область вокруг листа крапивы.
Результат можно увидеть на рисунке:
11) Далее выполните каманду Select > Inverse ( или нажмите камбинацию клавиш Shift + Ctrl + I ), результат можно увидеть на следующем рисунке:
12) Создайте новый слой ( Layer > New > Layer ), назовите его просто Opacity.
С помощью инструмента Paint Bucket Tool, залейте выделенную область белым цветом.
Снимите выделение, выполнив команду Select > Deselect или нажмите комбинацию
клавиш Ctrl + D. В результате вы должны получить следующий черно-белый рисунок:
13) Сохраните полученную текстуру под названием "plant_04_opacity.jpg", ( )
выполнив команду Save a Copy... , выберите формат сохранения файла типа *.jpg
14) Ну вот, когда мы создали новую черно-белую текстуру для использования в канале
Opacity ( Непрозрачность ), наступила пора создать материал для второй плоскости.
Перейдите снова в 3D Studio Max. Выделите плоскость ( Plane02), затем перейдите в редактор материалов ( Material Editor ). Скопируйте материал "Listik -001" в любой пустой слот и назовите его "Listik -002".
15) Приступим к доводке материала "Listik -002".
В редакторе матерыалов выделите слот с материалом "Listik -002", далее в свитке Maps ( Карты текстур ), выберите канал Opacity ( Непрозрачность ) и нажмите кнопку выбора карты текстуры.
Появится диалоговое окно Material/ Map Browser ( Просмотр материалов и карт текстур ). Выбрите из списка карту текстур типа Bitmap ( Растровая карта ) и нажмите кнопку Ok.
В появившемся окне диалога Select Bitmap Image File ( Выбор файла растровой карты ), выберите файл - plant_04_opacity.jpg ( это та, черно-белая текстура, которую вы создали в графическом редакторе Photoshop ), нажмите кнопку Ok. Остальное оставте по умолчанию.
16) Выделите плоскость ( Plane02 ) и нажмите на кнопку Assign Material to Selection
( Назначить материал выделению ).
17) Выполните финальную визуализацию. Теперь наш листик крапивы похож на настоящий. Внимательно посмотрите на следующий рисунок, слева к объекту Plane01, был применен материал без использования карты текстур Opacity (Непрозрачность), а справа к объекту Plane02, вы применили карту текстур Opacity (Непрозрачность), результат на лицо:
18) Вот вы и научились работать с картой текстур Opacity ( Непрозрачность ).
--------------------------------------------------------------------------------
Справочная информация:
Opacity (Непрозрачность). Параметр, характеризующий долю энергии света, падающего на поверхность, которая не может проникнуть сквозь эту поверхность.
Opacity Map (Карта непрозрачности). Полутоновое черно-белое изображение, загруженное в канал непрозрачности материала и управляющее свойством участков поверхности объекта пропускать световые лучи, в результате чего кажущаяся непрозрачность объекта может сменяться частичной или полной прозрачностью.
--------------------------------------------------------------------------------
Финальную сцену можно скачать здесь tutor018.zip ( )
При создание урока использовалась 3ds Max R4.26 и Photoshop 5.5 ,
а также бесплатная текстура листа крапивы с сайта G&K Art -
--------------------------------------------------------------------------------
Автор урока: Александр Шибин. E-mail: [email protected]
Cerber4444: Надеюсь урок был интересен, удачи вам коллеги!
(Прошу прощения за ресурсы с посторонних сайтов)